Назад в СССР – к прежнему блеску культурной жизни

Сегодня в Министерстве культуры Российской Федерации состоялся брифинг, посвящённый событию, обещающему стать одним из самых громких за последние несколько лет. «Назад в СССР!» – его девиз. Вкратце – Минкульт намерен возродить существовавший в советское время Всероссийский конкурс молодых исполнителей.

Событие отчасти ожидаемое, хотя не стоит придавать особое значение исторической значимости будущего события, если оно, конечно, состоится. Вероятно – да, об этом говорит масштаб представительства заявленного события и масштаб фигур, стоящих у его руководства. Председатель Оргкомитета – Галина Вишневская, сопредседатели – Александр Авдеев, министр культуры и Ольга Ростропович, президент фонда М.Л. Ростроповича. В членах оргкомитета – ректоры российских консерваторий и музыкальных вузов, региональные министры культуры и руководители департаментов культуры федеральных округов – числом несколько десятков. Важные персоны, одни из которых прилетали, другие уже спешили в аэропорт, заполняли сегодня коридоры здания министерства в Гнездиковском переулке, где прошёл брифинг.

Что будет представлять собой конкурс? Масштаб, как можно догадаться, всероссийский. Отборочные туры, начиная с сенября этого года, по очереди пройдут во всех восьми российских федеральных округах, для чего жюри будут объезжать их. Делается это для того, чтобы выявить таланты в музыкальных глубинках, где, как известно, таланты эти никому не видны, а что такое сегодня приехать в Москву и показаться на глаза нужным людям с точки зрения бюджета средней семьи из этой самой глубинки – объяснять не нужно. В советское время это было доступно практически каждому, нынче – единицам.

Конкурс создаётся не как альтернатива Конкурсу им. П.И. Чайковского, а в помощь ему. Как известно, Конкурс Чайковского – международный, открытый миру, Всероссийский же обращён внутрь страны. Тем не менее, они связаны – первый из четырехлетнего цикла Всероссийского конкурса, который поочерёдно представит 14 специальностей в области классического и народного исполнительства, прямо нацелен представить победителей для участия на XIV Конкурсе Чайковского, повторяя четыре его специальности – фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение. Во второй год специальностями станут симфоническое и хоровое дирижирование, камерные ансамбли, включая струнные квартеты, и арфа. Третий год – медные и деревянные духовые, орган и ударные, и в заключительный, четвёртый год цикла – народные инструменты и дирижирование оркестром народных инструментов. Далее – по кругу.

Первый и второй туры пройдут с сентября по ноябрь этого года в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Нальчике, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке и Якутске. Финал состоится в ноябре в Москве, на базе Академии им. Гнесиных.

Причинами учреждения Всероссийского конкурса названы желание «разгосударствления» нынешней конкурсной системы. Что это значит, пока непонятно. Вместо 12 музыкальных исполнительских конкурсов, существовавших в 1990 году, сейчас их более 80. Значит ли это, что государство уходит из участия в нынешних конкурсах, неизвестно. Второй причиной названа «девальвация». Конкурсов много, что приводит к тому, что лауреатов стало слишком много. Плохо ли это – сказать сложно. Вроде неплохо, но то, что лауреатство мало что даёт, не радует. С другой стороны, огромный вопрос – хорошо ли это, – вместо множества «маленьких» конкурсов иметь один «большой» с единичным количеством счастливчиков-лауреатов. Если он возникнет в дополнение к существующим – замечательно. Если вместо них – стоит пожать плечами. Одно не может не радовать – целью предстоящего конкурса поставлена задача создания централизованной конкурсной системы по выявлению молодых талантливых музыкантов.

Конечно, сама эта инициатива неплоха. Благодаря ей большое количество молодых музыкантов, в первую очередь из регионов, получат новый стимул и надежду для занятий, возможность играть на уникальных музыкальных инструментах из госколлекции, обратит на себя внимание прессы. А главное – обратит внимание к классической музыке и культуре вообще. Возможно, что-то изменится с плановой концертной жизнью в России, которая относительно хорошо налажена в столичных городах, но в серьёзном упадке в провинции. Такая цель тоже поставлена, по словам одного из членов Оргкомитета будущего конкурса Сергея Стадлера, ректора Санкт-Петербургской консерватории. Особенно радует то, что лицом конкурс обращён именно к регионам, а не хвастает столичным статусом.

Многие вопросы пока не решены, ответы на вопросы не могут быть получены по причине того, что просто не оговаривались. Один из них – судьба победителей конкурса и то, что даст победа для их карьеры. Кроме предположительно солидного денежного приза, который будет вручён, музыкантам нужны концертные площадки – это гораздо важнее. По мере поступления новостей о ходе подготовке к организации заявленного мероприятия мы будем сообщать читателям о нём. Читайте Classica.FM.

Материалы по этой теме:


.