«Михаил Глинка и Италия. Загадки жизни и творчества»

Михаил Глинка и Италия.

Италия для русской культуры имеет значение, вряд ли превзойдённое какой-либо другой национальной культурой. Италия и русская литература от Гоголя до Горького – это целая эпоха.

Чайковский завершил здесь «Евгения Онегина» и Четвёртую симфонию, ею вдохновлён струнный секстет «Воспоминания о Флоренции». Михаил Глинка, основатель и патриарх русской классической музыкальной культуры, не был затворником – путешествие по этой стране оказало серьёзное влияние и на его творческие настроения.

Михаил Глинка и Италия.

Михаил Глинка и Италия.

Вот что писал в своем дневнике Глинка 26 декабря 1830, когда слушал оперу Беллини «Сомнамбула»: «Эта опера произвела огромный эффект… Пасти и Рубини, чтобы поддержать своего любимого maestro, пели с живейшим восторгом; во 2-м акте сами плакали и заставляли публику подражать им, так что в веселые дни карнавала видно было, как в ложах и креслах беспрестанно утирали слезы. Мы, обнявшись с Штеричем в ложе посланника, также проливали обильный ток слез умиления и восторга».

Тогда же В Италии он познакомился с самим Беллини, сама внешность которого импонировала Глинке: «…белокур, роста стройного и очень приятен лицом» – писал он в дневнике. И не только с Беллини – с Берлиозом, Мендельсоном, Доницетти. Там он увлекся итальянской романтической оперой, изучил bel canto. И, кстати сказать, замысел «Ивана Сусанина» появился тоже в Италии, в Милане.

Поэтому неудивительно, что в монографии, написанной старшим научным сотрудником Российского института искусствознания Еленой Петрушанской, Глинка рассматривается в непривычной для него ипостаси «русского европейца». Изучая в итальянских архивах ранее недоступные источники, Е. М. Петрушанская убедительно доказывает, что, невзирая на бесспорное национальное своеобразие, присущее Глинке как «отцу русской профессиональной музыки», композитор был теснейшим образом интегрирован в европейскую и, в частности, итальянскую культуру.

Издание снабжено нотными примерами и содержит ряд уникальных, ранее не публиковавшихся иллюстраций.

«Михаил Глинка и Италия. Загадки жизни и творчества»
Петрушанская Елена

Издательство «Классика XXI»


.