«Большой фестиваль РНО» в Большом Театре

«Большой фестиваль РНО» – новое событие в музыкальной жизни Москвы, обещающее стать ежегодным. Новым его позволяет назвать формат, пока малознакомый в России, –  фестиваль проводится одним оркестром, он же является единственным исполнителем.

Большой Театр, новая сценаРНО – оркестр с солидной репутацией, единственный российский оркестр – обладатель «Грэмми». Недавно он приобрёл статус государственного, что фактически спасло его: сообщения о том, что оркестр на грани роспуска, в московской музыкальной среде циркулировали около года. К этому привёл и кризис, и неумелое административное управление оркестром (поговаривают, недобросовестное). Сохранить оркестр подобного профессионального уровня стало государственной задачей, и благодаря стараниям Министерства культуры всё устроилось. Как отразится новый статус, дающий коллективу долгожданное спокойствие и уверенность после года хождения по тонкому льду, покажет время. Хотелось бы надеяться, что музыканты воспрянут творческим духом. Последнее выступление коллектива на Фестивале симфонических оркестров мира в Колонном зале с программой из произведений Скрябина таким духом явно не отличалось (Скрябин как зеркало независимой России – 13 июня 2009, Classica.FM).

«Большой фестиваль РНО» проводится с размахом, достойным уровня Российского национального оркестра, – семь дней на Новой сцене Большого театра, что, без сомнения, стало следствием смены статуса оркестра. Телеканал «Культура» в течение каждого часа несколько раз даёт анонсы фестиваля, центральные издания наперебой публикуют интервью с маэстро Плетнёвым – руководителем оркестра. Выбор оперной площадки кажется странным лишь на первый взгляд. Плетнёв принял хорошо обдуманное и удачное решение, учитывая высокий статус зала, его акустику, вместимость, наконец. Однако определяющим, по-видимому, была приспособленность к оперным постановкам – опера будет занимать значительное место в программе фестиваля, едва ли не самым ожидаемым событием станет «Волшебная флейта» Моцарта (8 сентября) в концертном исполнении с Симоной Кермес (Царица Ночи), протеже Теодора Курентзиса в России.

Однако фестиваль посвящён, в первую очередь, Чайковскому, композитору, который принёс заслуженную славу оркестру и который является одним из любимых композиторов Михаила Плетнёва. Запись всех симфоний композитора в середине 90-х под лейблом Deutsche Grammophon стала заметным событием и во многом изменила отношение западной публики к Чайковскому. С исполнения Пятой симфонии Чайковского 7 сентября начинается фестиваль, в тот же день прозвучит Шестая симфония. Первый фортепианный концерт с участием Стивена Хафа будет исполнен 10 сентября, сюита из балета «Лебединое озеро» – 12 сентября.

Другие композиторы, представленные в фестивальной программе, имеют к Чайковскому непосредственное отношение: Моцарт был его кумиром, Эдвард Григ – личным другом. Григу отдан целый вечер 11 сентября, представленный литературно-музыкальной композицией с музыкой к драме Ибсена «Пер Гюнт» с участием Василия Ланового в литературной части. Программа 12 сентября – балет на музыку Гордона Гетти, американского миллиардера и филантропа, в постановке хореографа Владимира Васильева. Гетти – выпускник консерватории Сан-Франциско, оставивший музыкальную карьеру ради карьеры в финансовом бизнесе. Он всячески поддерживает музыкальное искусство и является личным другом г-на Плетнёва.

Два вечера, 9 и 13 сентября, – концерты музыкантов РНО с участием приглашённых знаменитостей, в их числе британский кларнетист Майкл Коллинз и итальянский скрипач с русскими корнями Сергей Крылов.

Обсудить в форуме



.