«Rusquartet» в Рахманиновском зале

Этот молодой и многообещающий коллектив слушать было решено непременно, даже если в Большом зале выступали бы имена первой величины, а из-за недостатка журналистов-рецензентов встал бы выбор – куда направить. Дело в том, что события в жанре струнного квартета нечасты, каждое становится неординарным и обсуждаемым, будь то уход из жизни Валентина Берлинского и судьба Квартета им. А. Бородина или приезд в Россию квартета Копельмана. Причин тому несколько.

Rusquartet в Рахманиновском зале Московской консерваторииМир струнного квартета – это вершина пирамиды коллективного исполнительского искусства, в основании которой – симфонический оркестр. Квартетом нельзя просто собраться и сыграть – даже если за инструменты возьмутся четверо именитых музыкантов, их игра будет мало отличаться от любительского музицирования. Нужны годы – не один, не два и даже не пять, прежде чем четыре солиста смогут звучать как единый четырехголосный инструмент. Чувствовать друг друга на таком тонком уровне, когда вибрации звука инструмента одного исполнителя мгновенно отзываются в кисти остальных, передавая их струне, казалось бы, минуя ухо и голову – это приходит только с опытом, достичь который способен не каждый. Квартет требует жертв, жизни, для большинства музыкантов неприемлемых – ежедневных многочасовых репетиций в одном и том же составе в течение многих лет, необходимость отказа от сольной карьеры, радостей течения обычной, нередко личной жизни.

Нельзя забывать о том, что жанр струнного квартета стоит особняком в музыкальной культуре – его востребованность ограничена, поклонники немногочисленны и требовательны. Недостаточно быть любителем классической музыки вообще, к примеру, органной и симфонической в частности. К этому жанру камерного искусства приходят, научившись понимать язык музыки на другом, боле тонком эмоциональном и логическом уровне, не требующем привлечения звуковой мощи и богатства тембрального звучания. Мало кто из музыкантов струнников решается посвятить себя профессии, требующей стольких жертв, поэтому струнных квартетов по-настоящему высокого уровня единицы, все они известны или рано или поздно обращают на себя внимание.

«Rusquartet» – как раз такой коллектив. Он был образован в 2000 году четырьмя девушками, каждая из которых к этому времени уже имела за плечами вполне успешную сольную карьеру, будучи лауреатом, стипендиатом, etc. Существуя в одном составе почти десять лет, не допустив каких-либо существенных перерывов в творческой жизни, коллектив обратил на себя внимание три года назад, – вначале за рубежом, когда стал приглашаться для участия в наиболее престижных конкурсах, школах мастер-классов, концертных программах. В этом году композитор Луи Андриессен – экспериментальный антиромантик, имя которого уже вписано историю современной академической музыки, пригласил «Rusquartet» для участия в концертах, посвящённых своему 70-летию – в этих мероприятиях, которые проходили на концертных площадках США, Канады и Европы, принимали участие практически все звёзды современной классической сцены. В прошлом году, после победы на Конкурсе им. Шостаковича, коллектив заметили и в России, о чём мы писали в анонсе от 27 августа. 2 сентября «Rusquartet» открыл новый концертный сезон в Рахманиновском зале Московской консерватории.

Девушки пошли на ответственный шаг при выборе программы, исполнив два последних квартета Бетховена и Шостаковича. Это зрелая музыка, музыка двух великих мастеров в позднем периоде творчества. Не углубляясь в разбор исполнения исполнений, скажем – ожидания, подогретые тем, что «Rusquartet» около года не выступал в России, проведя большую его часть в Канаде, в концертно-репетиционной деятельности, оказались оправданными: коллектив не просто «вырос», он стал принципиально иным. Бриллиант, который проглядывал из необработанного алмаза, засверкал всеми граняим. Такого владения звуком, такой тонкой ансамблевой техники встретить в наше время, казалось, было уже невозможно. Надежды на то, что «Rusquartet» станет продолжателем лучших традиций российской исполнительской школы, оказались оправданы. Этот коллектив больше не нуждается в прилагательных «молодой», «многообещающий», – их уровень уже недосягаем для многих в России.

Концерт 2 сентября стал в какой-то степени переломным – присутствующие на нём слушатели стали свидетелями появления нового высокопрофессионального коллектива, способного стать подлинным авторитетом в российской и мировой камерной музыке. Именно поэтому вместо обычной рецензии на рядовой концерт мы сочли необходимым вынести этот материал в «Колонку редактора» на главной странице. Остаётся пожелать «Rusquartet» долгой и успешной творческой жизни.

Струнный квартет «Rusquartet»

Анна Снежина – I скрипка;
Анна Янчишина – II скрипка;
Ксения Жулёва – альт;
Александра Негодаева – виолончель.

Рахманиновский зал Московской консерватории
2 сентября 2009

Обсудить в форуме

Другие материалы по этой теме:
Rusquartet выступил в новом составе
Фестиваль «Дни Моцарта» отменён. Концерты частично сохранятся
Открытие сезона Московской консерватории
Сокольники – летняя филармония Москвы


.