Омский оркестр – «один из брендов области»

Где черпать кадры для симфонического оркестра, если в городе нет консерватории? Для журналиста вопрос почти риторический, для главного дирижёра Dmitry VasilyevОмского академического симфонического оркестра Дмитрия Васильева – один из самых насущных. И в самом деле, где? В Европе это не проблема, прекрасный оркестр можно собрать где угодно – Европа маленькая, приличная консерватория есть в каждой столице. Америка большая, но там и уровень жизни почти везде одинаков, за хорошей работой люди не раздумывая переедут в другой город. Омск – другое дело. Сибирь. Ближайшие консерватории в сотнях километров, в Новосибирске и Екатеринбурге.

Таких проблем хватает у молодого дирижёра Дмитрия Васильева, о них и был разговор 9-го июня на брифинге в рамках 4-го Фестиваля симфонических оркестров мира в Колонном зале Дома союзов в Москве. Оркестр Омской филармонии во вполне зрелом возрасте – коллективу 40 лет. С проблемами справляться научился, да и власти города очевидно благоволят коллективу – поддержать музыкантов приехал заместитель министра культуры Омской области Александр Ремизов, который также участвовал в брифинге. Вопросы были и к нему, в основном они касались взаимоотношений культуры и власти. Судя по ответам обоих, отношения конструктивные и основаны на понимании специфики коллектива, его проблем.

Vasilyev and RemizovГород оркестром гордится и идёт навстречу – зарплаты музыкантов выше, чем в среднем по области, приезжим оркестрантам оплачивается съёмное жильё, покупаются новые инструменты, обеспечиваются гастроли. Как результат – оркестр не просто на плаву, но и на виду. С коллективом выступали Мстислав Ростропович, Николай Петров, Борис Березовский, Лиана Исакадзе, Сергей Стадлер, Татьяна Гринденко, Дора Шварцберг, Денис Мацуев, Дмитрий Хворостовский, Вадим Репин. Как сказал г-н Ремизов журналистам, цель городских властей в том, чтобы омичи «послушали всё лучшее, не выезжая из города. Наш оркестр – один из брендов области».

Дмитрий Васильев в коллективе недавно, 4 года. Как и многие дирижёры на этом фестивале, он принадлежит молодому поколению, соответственно, человек активный уже в силу возраста. С его приходом репертуар коллектива пополнился сорока новыми произведениями, многие из которых в Омске звучали впервые, причём не только классика. Omsk-symphony-orchestraСудя по всему, омичи не остаются в стороне от современной академической музыки, которую маэстро явно жалует – Васильев единственный из всех фестивальных коллективов этого года предложил московской публике произведение ныне живущего автора – «Яффскую симфонию» Ильи Хейфеца. Также в репертуаре оркестра – произведения Ефрема Подгайца и Михаила Броннера, уникальная программа из сочинений трёх Чайковских – Петра Ильича, Бориса и Александра. Даже для молодой публики Васильев придумывает современные креативные музыкальные программы вроде «музыки мобильных телефонов», цель которых – привлечь слушателя, далёкого от классической музыки. Признаваясь, впрочем, что делает это не от хорошей жизни – слушатель в значительной степени потерян, ситуация в Омске ничем не отличается от других городов.

Не остаётся в стороне коллектив и от опыта работы с приглашёнными дирижёрами – с Омским академическим симфоническим оркестром выступал художественный руководитель и дирижер Филармонического общества Конгресса США Мартин Пьецух, сезон 2008 года открывал своими сочинениями польский комазитор-авангардист и дирижёр Кшиштов Пендерецкий. Как видим, у коллектива активная музыкальная жизнь, и нынешний её этап – Москва, Колонный зал.


.