Бернард Хайтинк в Карнеги-Холл

Случайно или запланированно, но почти все руководители Чикагского симфонического оркестра находились на прошлой неделе в Нью-Йорке.Bernard Haitink Риккардо Мути, который возглавит оркестр в 2010-м, провёл несколько недель в Нью-Йоркской филармонии. Начиная со среды Даниэль Баренбойм, художественный руководитель оркестра до 2006 года и Пьер Булез, его заслуженный дирижер, объединились в команду с тем, чтобы исполнить в Карнеги-холл цикл симфоний Малера с Берлинским Staatskapelle.

Оркестр же, возглавляемый Бернардом Хайтинком с тех пор, как его покинул г-н Баренбойм, обосновался в Карнеги-холле в субботу и воскресенье, для того чтобы исполнить две программы романтического репертуара Хайтнка. У дирижёра, которому в марте исполнилось 80 лет, были проблемы с позвоночником, сообщала ранее журналистам пресс-секретарь Чикагского симфонического оркестра. Он медленно подходил к подиуму и сходил с него с помощью трости. Но как только Хайтинк поднимал дирижерскую палочку, он преображался, становясь тем, каким мы его знали всегда – энергичным и сосредоточенным на мелких деталях.

Первая из двух программ была посвящена Восьмой симфонии Брукнера – Хайтинк дирижировал в стандартной нынче редакции Nowak. Почти 50 лет назад г-н Хайтинк записал эту симфонию в сомнительной редакции Haas, в которой была восстановлена часть музыкального материала, удалённого Брукнером в окончательной редакции.

При исполнении симфонии Хайтинк не сдерживал эмоциональность Брукнера – лучшими прилагательными при описании характера музыки будут слова «одержимый», «пылающий», «взрывной». Тем не менее, Хайтинк соблюдал уровень рациональности и последовательности, удерживая импульсивную музыку от перегрева буквально на расстоянии вытянутой руки. Это производило двойственное впечатление – точное, дисциплинированное воспроизведение оркестром огромной палитры тембров производили ошеломляющее впечатление красоты звука, но в то же время не позволили полностью погрузиться в мир страстей Брукнера в этой музыке.

Программа воскресного вечера произвела гораздо большее удовлетворение. «Im Sommerwind» Веберна, одно из его ранних сочинений, открывшее концерт, многие дирижеры исполняют как живописные картины лета, – возможно, так и было задумано 20-летним Веберном. Хайтинк представил картину более волшебной. В его прочтении безмятежный финал больше напоминал окрашенное в тон сепии воспоминание об ушедшем лете, о времени, которое долго не исчезает из памяти.

Г. Хайтинк закрыл программу исполнением Девятой симфонии Шуберта, которая представила для своей выгоды весь арсенал музыкантов оркестра – в высшей степени бархатность струнных в Анданте; яркие, отлично настроенные медные духовые, заманчиво красивые деревянные духовые. Но если звуковые качества были главной привлекательностью в Брукнере, здесь г-н Хайтинк поставил их на службу богатой, монументальной интерпретации.

* * *

Бернард Йохан Херман Хайтинк, (Bernard Johan Herman Haitink) родился 4 марта 1929 в Амстердаме. Учился в Амстердамской консерватории как скрипач, изучал дирижирование под руководством Фердинанда Ляйтнера. В С 1959 г. начал также работать в штате оркестра Концертгебау, в 1961 г. стал его главным дирижёром и занимал этот пост до 1988 г. (В 1961-62 гг. — совместно с Ойгеном Йохумом). Одновременно в 1967—1979 гг. был главным дирижёром Лондонского филармонического оркестра. В 1987—2002 гг. Хайтинк возглавлял лондонский оперный театр Ковент-Гарден, затем на протяжении двух лет руководил Дрезденской государственной капеллой. С 2006 г. Хайтинк — главный дирижёр Чикагского симфонического оркестра.

В репертуаре Хайтинка все симфонии Бетховена, Шумана, Брамса, Чайковского, Брукнера, Малера, Шостаковича, Воан-Уильямса. С Клаудио Аррау он записал все фортепианные концерты Бетховена и Брамса.


.