Барокко на крыльях флейты. Эммануэль Паю в Zankel Hall

Нью-Йоркский концертный зал Zankel Hall в среду вечером сверкал бриллиантами – блестящий флейтист Эммануэль Паю исполнял сонаты Баха в сопровождении двух звездных коллег – клавесиниста Тревора Пиннока и виолончелиста Джонатана Мэнсона.

Открытый в начале 21-го века, Zankel Hall долгое время вёл безумную жизнь прибежища андеграунда классической музыки – для неё он и был построен.

Эммануэль ПаюОбычной концертной программой были выступления авангардистов, наподобие ретроспективы творчества Пьера Булеза с участием автора. Вероятно, эти времена канули в лету, раз в этих стенах зазвучала барочная музыка – в этот раз программа была обрамлена флейтовыми сонатами Баха – b-minor (BWV 1030) и E-flat (BWV 1031) в сопровождении клавесина и виолончели continuo.

Г-н Паю, главный флейтист Берлинского филармонического оркестра, играл тонко и талантливо, выразительно передавая сложные пассажи. Его высокие мелодии мерцали над виолончелью и клавесином.

Флейтовые сонаты Баха си минор и ми-бемоль мажор ознаменовали появление сонаты-дуэта, в которой барочное cello continuo от барокко трио была ликвидирована заменен более равным товариществом между флейтой и клавесином. Из-за беззаботного характера и относительной нехватки энергии контрапункта музыковеды подвергали сомнению, была ли ми-бемольная соната написана Бахом.

Бах-композитор занимал видное место в Лейпциге, что не могло не повлиять на творчество более молодого Георга-Филиппа Телемана (Georg Philipp Telemann) – он был настолько вдохновлен флейтовыми сочинениями Баха, что написал собственные «12 фантазий для флейты соло». Паю исполнил Фантазию №7 D-major Телемана, пространное Alia Francese и игристое Presto.

Г-н Пиннок, пионер современного исполнения ранней музыки, представил выразительное исполнение Четвёртой сюиты Генри Пёрселла, a-minor, которую композитор написал для собственных учеников как пособие для беглой игры на клавесине. Она была опубликовано вскоре после смерти композитора в серии уроков, сопровождающихся инструкциями относительно трелей и других украшений.

Виолончельные сюиты Баха, которые нынче входят в обязательную программу виолончелиста, написанные Бахом вероятно как технические упражнения, томились в неизвестности до начала 20-го века, пока их не обессмертил исполнением Пабло Казальс (Pablo Casals). Г-н Мэнсон предложил публике замечательное исполнение Сюиты №1 на барочной виолончели. Он играл чистым, теплым, вибрирующим тембром со светлой фразировкой.

Справочно: Эммануэль Паю (Emmanuel Pahud) – швейцарский флейтист. Начал учиться музыке в 6 лет. В 1990 закончил Парижскую консерваторию у Мишеля Дебо (Michel Debost) и Пьера Арто (Pierre Artaud). В 1989 г. был назначен первой флейтой Симфонического оркестра Базельского радио, в 1992 г. – Мюнхенского филармонического оркестра. В 1993 г. приглашён Клаудио Аббадо первой флейтой Берлинского филармонического оркестра, в котором остаётся поныне.